|
|
Почему бы не провести свой отдых в Стамбуле?
"Этот город так необычен и прекрасен, что начинаешь
невольно
сомневаться в его реальности... Трепещущее зеркало серебристых вод Золотого
Рога... вносит свою лепту в его магическое очарование. Корабли на якоре,
турецкие лодки с опущенными, словно крылья, парусами выделяются резкими тонами и
черным орнаментом снастей на фоне белой дымки, сквозь которую проступает, как
греза, город Константина и Мехмеда II." Этот легендарный город, расположенный на обеих сторонах Босфора и указующий в небо перстами своих минаретов, за всю его более чем двухтысячелетнюю историю несколько раз разоряли и сжигали дотла, но он, словно птица Феникс, возрождался и становился еще краше и величественнее. Он менял имена и языки,переживал землетрясения, пожары, эпидемии, многомесячные осады врагов и оставался собой — столицей четырех империй, единственным городом мира, расположенным сразу в двух частях света, словно скобами, скрепляя своими мостами Европу и Азию. Велик и грандиозен Стамбул. Мы хотим, чтобы вы вдохнули его
воздух, настоянный на соленом морском ветре и аромате восточных пряностей, чтобы
восхитились красотой его архитектурных памятников, удивились жизнелюбию и
доброжелательности его жителей и просто хорошо отдохнули в этом городе грез, как
назвал Стамбул более ста лет назад известный французский писатель и
путешественник Теофиль Готье. Османское войско, захватившее Константинополь, сравняло ипподром с землей, оставив от него только название, переведенное на турецкий язык — Атмейданы. Сейчас на месте ипподрома стоит мечеть султана Ахмета. От византийских времен остались лишь
три памятника: обелиск,
воздвигнутый еще во времена фараона Тутмоса III и доставленный из Египта по
приказу императора Феодосия; Змеиная колонна, служившая подножием знаменитого
золотого треножника в
храме Аполлона в Дельфах и, колонна Константина, установленная в 940 г. Цистерна Базилики Построенная при императоре Юстиниане цистерна Базилики (рядом
с храмом св. Софии) имела внушительные размеры: 112 м в длину и 61 в ширину. Ее
сводчатый потолок поддерживали 336 колонн высотой 15,5 м. Вершины колонн,
украшенные капителями, поныне придают сооружению вид подземной дворцовой залы. Его строительство продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Когда оно завершилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Современникам казалось, что купол святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Здание настолько покоряло своим великолепием, что даже султан Мехмет, въехавший в Святую Софию на белом коне, не посмел поднять руку на этот
шедевр христианского зодчества и повелел превратить православный храм в мечеть.
В 1934 г. мечеть была упразднена, а в храме по распоряжению первого президента
турецкой республики Кемаля Ататюрка был открыт музей. Благодаря тому что во
время переделки в мечеть драгоценная
мозаика храма была во многих местах затерта
штукатуркой, а не уничтожена, мы сегодня можем любоваться драгоценными
мозаичными образами Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другими
шедеврами византийских художников. Султанский дворец Топкапы и его гарем Этот дворец — своего рода иллюстрация к сказкам «Тысячи и
одной ночи». Здесь восточная роскошь достигает своего апогея, поражая наше
воображение. Дворцовый ансамбль, заложенный еще Мехмедом II Завоевателем, на
протяжении нескольких веков достраивался и перестраивался в соответствии со
вкусом того или иного султана и в конце концов стал занимать свыше 700 тыс. кв.
м. От времен Мехмеда до наших дней дошли здание Хазине (сокровищница), где можно
увидеть святые реликвии, приписываемые пророку Мухаммеду, и султанские
драгоценности; Чинили-кёшк, или Изразцовый павильон, библиотеку, а также гарем,
или сераль, — самое сокровенное место дворца, где среди неги и роскоши
царствовали любовь и ревность, где плелись интриги и проливались слезы, где
расцветали и увядали несравненные красавицы, рождались султанские дети, а
чернокожие евнухи неусыпно оберегали честь султанских жен и рабынь. Фасад дворца протянулся вдоль европейского берега пролива Босфор на 600 м. Его интерьеры помпезны и вполне соответствуют эпохе движения империи к упадку.
Фантастически роскошен церемониальный зал в центральном здании дворцового
ансамбля. Висящая в этом зале хрустальная люстра — подарок английской королевы
Виктории — поражает воображение: в ней 750 светильников, и она весит 4,5 т.
Всего на отделку интерьеров дворца ушло 14 т золота и 40 т серебра. |
|
|